Кропачево

Из прошлого в будущее

Get Adobe Flash player

Главное меню

Пояснительная записка к прогнозу социально - экономического развития Кропачевского городского поселения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг.

Пояснительная записка к прогнозу

социально - экономического развития

Кропачевского городского поселения на 2013 год

и плановый период 2014 и 2015 гг.

 

Введение

Прогноз социально-экономического развития Кропачевского городского поселения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов разработан в соответствии с ежегодно принимаемыми постановлениями и поручениями Правительства Российской Федерации, Бюджетным Кодексом Российской Федерации (п.3 .Ст.172, Ст.178, п.2 .Ст 182, п.1 Ст.192 и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, с Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года № 328-ЗО «О государственном прогнозировании, программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах».

Прогноз социально-экономического развития Кропачевского городского поселения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов разработан в соответствии со сценарными условиями, определенными Правительством Российской Федерации, задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года, экономическими программами Челябинской области до 2015 года, а также итогов развитии экономики поселения за 2011 год и 1 полугодие 2012 года, основных тенденций социально-экономического развития российской экономики до конца 2012 г.

Сценарии экономического развития

Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2013-2015 годов разработан на вариантной основе.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В условиях варианта рост ВВП в 2012 году составит 3,4%, а в 2013-2015 гг. ускорится до 3,8-4,7 процента.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту, а также более низкие расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных плат бюджетников и военнослужащих. Это обусловливает выход на бездефицитный федеральный бюджет к 2015 году. Годовые темпы роста экономики в 2012-2015 гг. оцениваются на уровне       3,1-4,1%, что в среднем на 0,4 п.п. ниже, чем в основном сценарии.

Умеренно-оптимистичный вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Вариант основан на осуществление мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, а также традиционных секторов экономики.

Мировая экономика

В 2012 году и среднесрочной перспективе экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной. Темпы восстановления мировой экономики, после спада в 2009 году на 0,7%, в 2010 году достигли 5,2%, но в 2011 году замедлились до 3,7 процента. Долговые проблемы развитых стран спровоцировали летом 2011 года падение стоимости мировых фондовых активов, неуверенность инвесторов в своевременном погашении задолженности и волну снижения суверенных кредитных рейтингов.

Значительную негативную роль сыграли внешние шоки: рост политической нестабильности и перебои с поставками нефти из основных нефтедобывающих регионов, а также землетрясение в Японии в марте 2011 года, повлекшее за собой чувствительный сбой производства в японском и мировом автомобилестроении и некоторых других отраслях. Потери самой Японии достигли 0,7% ВВП. В итоге темпы восстановления развитых стран упали вдвое: с 3,2% в 2010 году до 1,5% в 2011 году, зона евро и Япония в IV квартале 2011 г. зафиксировали сокращение ВВП.

Главным потенциальным локомотивом роста в группе развитых стран остаются США, экономическая динамика которых может быть в ближайшие годы основным фактором, сдерживающим распространение негативных тенденций кризиса зоны евро на мировую экономику.

В 2011 году темпы восстановления экономики США составили 1,8%, что превышает средний показатель развитых стран, составляющий 1,5%. Весь 2011 год квартальная динамика ВВП сохраняла тенденцию ускорения роста: 0,4% в годовом выражении в I квартале, 1,3% во втором, 1,8% в третьем и 3% в IV квартале. В I квартале 2012 г. рост экономики США может оставаться достаточно высоким. В США закрепилась восходящая динамика потребительских расходов, стимулируемая ростом стоимости активов домохозяйств и доступным кредитом, что обеспечит США в 2012 году темпы роста в интервале 1,7-2 процента.

Однако в целом в прогнозный период до 2015 года в американской экономике сохранится высокая неопределенность и риски значительного снижения темпов роста. В промышленности вялые темпы роста сопровождаются экспансией издержек, снижением конкурентоспособности и динамики производительности труда. Продолжится рост долговой нагрузки на экономику: госдолг, превысивший в 2011 году объем экономики, увеличится до 105,6% ВВП в 2012 году и до 107,1% в 2013 году. Будут ограничены возможности финансирования фискальных мер, обеспечивших посткризисное восстановление. Остается слабой положительная динамика доходов населения, не преодолена стагнация жилищного сектора. В результате в 2013 году под сдерживающим влиянием исчерпания финансовых стимулов и сокращения возможностей роста за счет сбережений населения динамика американской экономики замедлится до 1,2-1,6% ВВП. В 2014-2015 гг. возможно ускорение роста до 2,5-2,8%, основанного на инвестиционной активности, росте производительности труда, нормализации рынка труда, расширении потребления населения и постепенной нормализации жилищного сектора американской экономики.

Уровень безработицы остается одной из серьезных угроз для стабильности восстановления экономики зоны евро. Ситуация с безработицей стремительно ухудшается – уровень безработицы в монетарном союзе в феврале достиг 10,8%. По оценкам, ситуация на рынке труда продолжит ухудшаться и до конца года достигнет максимального послевоенного уровня.

Несмотря на рост на 1,4 % в целом по итогам 2011 года, экономика зоны евро в IV квартале 2011 г. оказалась в рецессии, которая продлится и в 2012 году. Негативная динамика в течение двух кварталов подряд ожидается в большинстве стран Еврозоны, а в целом в 2012 году ожидается спад не только в периферийных странах, охваченных долговым кризисом, таких как Португалия, Испания, Греция, но и в ряде ведущих стран: Франции, Италии, Нидерландах. Экономика Германии также может войти в стагнацию, и прирост ВВП оценивается в 0-+0,3%. В 2012 году долговой кризис и реализация мер финансовой консолидации при сокращении потребления и инвестиционной активности обусловят сокращение экономики Еврозоны до 0,6%. С 2013 года в европейской экономике возможно восстановление роста с темпом до 0,9% с последующим ускорением до 1,4% к 2015 году по мере прохождения пика мер жесткой бюджетной экономии, активизации региональных механизмов финансовой стабилизации, урегулирования долговых обязательств и гарантий по реструктуризации суверенных долгов и в условиях стабилизации рынка труда.

Ведущие развивающиеся страны, прежде всего Китай и Индия, на протяжении 2011 года испытывали значительное инфляционное давление под влиянием роста цен на энергию и продовольствие, притока капитала и кредитной экспансии. Меры, предпринятые для ограничения ликвидности и предложения кредита во второй половине 2011 года, совпали с торможением спроса на экспортных рынках и резко повысили риски замедления роста экономик этих стран. В итоге темпы роста развивающихся стран в 2011 году также сократились, хотя и менее значительно – до 6,2% по сравнению с 7,3% в 2010 году.

Темпы роста экономики Китая благодаря мерам ограничения денежного предложения и сокращения потенциала внешнего спроса снизились с 10,4% до 9,2%. До 2015 года продолжится дальнейшее замедление роста в Китае до 7-7,3%. Замедление экономики Индии из-за мер сокращения дефицита бюджета, достигавшего в 2009 году 9,1%, было более значительным – с 9,9% в 2010 году до 7,4% в 2011 году. До 2015 года экономический рост сохранится на уровне 7,3%. Значительные риски для развивающихся стран в случае обострения долгового кризиса в глобальном масштабе связаны с оттоком капитала и сворачиванием иностранных инвестиций, кризисом в сфере недвижимости.

Нестабильность внешнего спроса, вызванного рецессией в зоне евро и возможностью дальнейшего обострения долгового кризиса, будет также серьезно сдерживать в прогнозный период до 2015 года реализацию экспортного потенциала роста стран по широкой номенклатуре энергетических и сырьевых товаров, готовых промышленных изделий. В 2011 году в мировой торговле фиксировалось значительное замедление оборота, сокращение физических объемов экспорта готовых промышленных изделий. Эта тенденция сохранится в 2012 году: темп роста мировой торговли товарами не превысит 2,5%. К 2015 году расширение мировой торговли, по оценкам WTO и Unctad, способно вернуться на 4%-ную траекторию роста, что, однако, значительно уступает росту 2010 года, превысившему 9 процентов.

Базовый вариант прогноза предусматривает сохранение позитивных тенденций восстановления мировой экономики и отсутствие сильного угнетающего влияния восходящей динамики цен на нефть. В этих условиях рост мировой экономики в 2012 году составит 3,2%, а к 2015 году динамика мировой экономики будет близка к 4%-ной траектории роста.

Прогноз цены нефти до 2015 года определяется в основном фундаментальными факторами: темпами восстановления мировой экономики и поддержанием устойчивости рынка нефти странами-производителями. Тем не менее, возможность форс-мажорных нарушений поставок сохраняется, что обусловлено неустойчивостью политической ситуации в некоторых странах крупных производителях энергоресурсов.

Значительную поддержку цене на нефть будет оказывать стимулирующая денежно-кредитная политика ведущих центральных банков: ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии и Банка Англии, которые планируют продолжение нынешней политики практически свободного предоставления ликвидности вплоть до конца 2014 года.

В 2012 году спрос на нефть возрастет на 1%, что обусловлено сдержанными темпами роста мировой экономики. В то же время, производство увеличится вдвое быстрее – на 2,1% с целью пополнения стратегических запасов, израсходованных в 2011 году Международным Энергетическим Агентством для поддержания сбалансированности спроса и предложения жидкого топлива. Запасы нефти сократились в 2011 году на       38,4 млн. тонн. В 2013 году благодаря некоторому ускорению темпов роста мировой экономики потребление жидких углеводородов возрастет на 1,5% в то время как динамика производства составит всего 0,9% для обеспечения благоприятных для производителей условий реализации. В 2014 году ожидается повышение темпов производства нефти до 2,6% благодаря введению в эксплуатацию новых месторождений и мощностей, которое запланировано для обеспечения потребностей восстановления мировой экономики.

Расширение источников поставки природного газа, в том числе с использованием технологий для добычи сланцевого газа в США, будет способствовать насыщению рынка и сдержанной ценовой динамике. В то же время спрос на природный газ с 2010 года восстанавливает траекторию роста, характерную для газа в течение продолжительного периода времени.

По оценкам IEA, спрос на газ в мире к 2015 году возрастет на 9%. Основными регионами прироста производства будут страны Ближнего Востока, Африки и Россия. Наиболее быстрыми темпами спрос на природный газ будет увеличиваться в Китае – в среднем почти на 6% в год. Спрос Китая будет и самым объемным, на Китай приходится более одной пятой части увеличения глобального спроса. Спрос Китая на газ потенциально может расти еще быстрее, учитывая, что потребление энергии на душу населения в стране не достигает третьей части от потребления энергии на душу населения в высокодоходных странах ОЭСР, особенно если потребление угля будет ограничено исчерпанием легко извлекаемого угля карьерных месторождений. Спрос на Ближнем Востоке будет расти практически так же, как и в прогнозе для Китая.

Цены на газ терминала Henry Hub, по отчетным данным и прогнозу Международной Энергетической Организации и Energy Information Administration (EIA), за 2010-2011 годы сократились на 17%, в 2013 году ожидается рост цен на 16%, в 2014 году цена газа увеличится на 2,6%, а к 2015 году газ подорожает на 5,1%, составив 165 долларов за тыс. куб. метров.

Динамика добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2012 году оценивается на уровне 510 млн. т (100,1% к уровню 2011 г.), экспорт нефти уменьшается до 237 млн. т (97,0% к уровню 2011 г.) в связи с предполагаемым дальнейшим ростом объемов переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах.

Прогноз добычи нефти по основному варианту 2 предусматривает замедление снижения добычи на старых выработанных месторождениях Западной Сибири за счет применения новых методов повышения нефтеотдачи пластов, а также увеличение добычи на новых месторождениях Восточной Сибири и шельфе Каспийского моря. Добыча нефти в 2013-2015 гг. стабилизируется на уровне 510 млн. тонн, прогноз добычи нефти оставлен без изменений.

Экспорт нефти с учетом динамики внутреннего спроса и мирового рынка нефти к 2015 году увеличится до 242 млн. тонн. По сравнению с предыдущей версией прогноза объемы ежегодного экспорта нефти снижены на 2 процента.

Прогноз добычи нефти по варианту А разработан исходя из условий более низкого уровня цен на нефть и ограниченных финансовых возможностей компаний для поддержания добычи на действующих месторождениях. В таких условиях, особенно на старых выработанных месторождениях Западной Сибири, будет наблюдаться более значительное падение добычи нефти, и в целом вероятно снижение объемов добычи до 503-498 млн. тонн, а экспорт нефти к 2015 году может снизиться до 232 млн. тонн.

Производство нефтепродуктов. В 2012 году объем переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах оценивается с ростом до 261,8 млн. т (101,5% к 2011 г.), экспорт нефтепродуктов – на уровне 135,7 млн. тонн (102,7% к 2011 году).

С учетом предусмотренных в соглашениях с нефтяными компаниями сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленной на увеличение глубины переработки нефти, в основном варианте прогнозируется стабилизация объемов нефтепереработки на уровне 262 млн. тонн в 2013 году с последующим уменьшением до 260 млн. т в 2014 году и 258 млн. т в 2015 году. Рост внутреннего спроса на нефтепродукты приведет к постепенному снижению экспорта к 2015 году до 124 млн. тонн. В 2012-2014 гг. по сравнению с предыдущим прогнозом ежегодные объемы нефтепереработки возрастут на 1-2%, экспорт нефтепродуктов ожидается выше на           4-5 процентов.

По варианту А ожидается снижение объемов переработки нефти в 2013 году до            258 млн. т, в 2014 году – до 257 млн. т и в 2015 году – до 256 млн. тонн. С учетом более умеренного внутреннего спроса экспорт нефтепродуктов оценивается в этот период со снижением до 132-124 млн. тонн.

Объем добычи газа в 2012 году с учетом наметившейся тенденции увеличения спроса на газ на внутреннем рынке и восстановления европейского спроса на российский газ оценивается на уровне 697 млрд. куб. м (104,2% к уровню 2011 года). При этом объем экспорта газа ожидается на уровне 211,8 млрд. куб. м (111,8% к 2011 году). Существенное негативное влияние на экспорт российского газа в Европу продолжают оказывать такие факторы, как рост добычи сланцевого газа в США, активное развитие рынка сжиженного природного газа и новые инициативы ЕС по развитию конкуренции на рынке газа. Экспорт СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона составит в 2012 году               10 млн. тонн.

Важнейшими новыми проектами в газовом секторе в настоящее время являются: газопровод «Северный поток», строительство газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов по обустройству сеноман-аптских залежей Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта».

Прогноз добычи газа по основному варианту учитывает сохранение высокого уровня спроса на внутреннем и внешнем рынках. Добыча газа к 2015 году увеличится до 755 млрд. куб. м, при этом объем экспорта газа увеличится до 253 млрд. куб. метров. Прогноз добычи и экспорта газа в 2012-2014 гг. соответствует предыдущей версии прогноза.

В варианте А, помимо более низкого уровня спроса на топливно-энергетические ресурсы на мировых рынках, предусматривается сохранение высокой конкуренции с ближневосточным газом и инициатив ЕС по повышению диверсификации рынка газа, а также ожидается более умеренный спрос на российский газ на внутреннем рынке. В этих условиях добыча газа возрастает к 2015 году до 726 млрд. куб. метров, а экспорт газа до 235 млрд. куб. метров.

По данным ОАО «Газпром», во всех вариантах экспорт сжиженного природного газа в страны АТР стабилизируется на уровне 10 млн. тонн.

Демографическая ситуация

Прогнозные демографические параметры, предусмотренные в сценарных условиях, пересчитаны с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Демографический прогноз учитывает действие мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, в том числе выполнение плана мероприятий по реализации II этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Как показали результаты опроса, проведенного Росстатом рекордно высокое значение суммарного коэффициента рождаемости в 2011 году (1,606 – оценка) во многом связано с тем, что семьи реализовали как отложенные рождения детей, так и рождения, запланированные на более поздний срок. Кроме того, в России в настоящее время возрастная кривая рождаемости будет меняться в сторону постарения матери, что также может привести к потери уровня рождаемости.

С учетом этого, на период до 2015 года суммарный коэффициент рождаемости, заложенный в среднем сценарии демографического прогноза, будет несколько ниже текущего уровня – 1,597-1,592.

В связи с тем, что в России наблюдаются тенденции демографического старения населения, общий коэффициент смертности стабилизируется на уровне 13,4 на период до 2015 года.

С учетом миграционного прироста (свыше 300 тыс. человек), который будет полностью компенсировать естественную убыль населения, численность постоянного населения по сравнению с 2011 годом увеличится к 2015 году до 143,5-143,8 млн. человек.

Возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. В трудоспособный возраст будут продолжать вступать относительно малочисленные поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы. Численность населения в трудоспособном возрасте к 2015 году по сравнению с 2011 годом сократится до 83,8 млн. человек (на 3,7 млн. человек), а старше трудоспособного возраста, наоборот, увеличится до 34,7 млн. человек (на 2,6 млн. человек). Усилия государства, направленные на стимулирование рождаемости, обеспечат увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста до 25-25,3 млн. человек (на 1,6-1,9 млн. человек).

Потребительские цены

Прогнозируется тенденция умеренного замедления инфляции с 5-6% в 2012 году до 4-5% в 2014-2015 годах. Эта динамика соответствует предыдущей версии прогноза.

В то же время в результате более низкой, чем ожидалось, инфляции в конце 2011 года и I квартале 2012 г. понижена оценка среднегодового роста цен в 2012 году с 5,3% до 4,8% и одновременно за счет изменения базы повышена оценка 2013 года с 5,9% до 6,2%. На снижение инфляции повлиял более сильный, чем ожидалось ранее, эффект от переноса повышения регулируемых на местах тарифов на платные услуги населению. Вклад в замедление инфляции в первом полугодии 2012 г. вносит также укрепление курса рубля и ряд других факторов по сдерживанию роста цен (например, меры по сдерживанию роста цен на бензин в условиях роста мировых цен на нефтепродукты).

Вместе с тем ожидается, что после проведения индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) в июле, инфляция во втором полугодии 2012 г. будет выше, чем обычно, на 1,2-1,3 п. пунктов. В целом годовой рост цен поднимется с 3,7-4% в первом полугодии до 5,2-6% во втором.

В то же время сохраняются риски того, что инфляция может несколько превысить целевые ориентиры. Прежде всего, это связано с ростом цен на продовольствие, учитывая начавшийся рост цен на зерно и другие виды продовольствия на мировых рынках в 2012 году (по данным FAO UN за три месяца с начала года цены на продовольствие выросли уже на 2,4%), и возможным их дальнейшим ростом в связи с повышением уровня цен на нефть и нефтепродукты в 2012 году. Кроме того, в последнее время продолжает повышаться кредитная активность в потребительском секторе, что совместно с ожидаемым ускорением роста доходов населения может привести к перегреву потребительских рынков. Также определенный инфляционный риск может возникнуть в случае изменения ситуации на рынке нефти и ослаблении курса рубля.

В дальнейшем инфляция будет снижаться незначительно: в 2013 году – до 4,5-5,5%, в 2014 и 2015 году – до 4-5%. Ожидаемая умеренная динамика цен на импортируемое продовольствие – на 1-2% в год будет обеспечивать умеренный рост внутренних цен на продукты, который наиболее существенно влияет на инфляцию. Вместе с тем снижение роста цен на товары будет сдерживаться некоторым ослаблением курса рубля. По мере повышения доходов населения будет расти спрос на рыночные услуги, в связи с чем прогнозируется опережающий рост цен в этом сегменте. Рост цен на товары будет умеренным, в том числе за счет развития торговли и усиления конкуренции на региональных рынках.

В прогнозный период будет сохраняться инфляционный эффект, связанный с опережающим ростом тарифов на услуги в сфере ЖКХ и другие регулируемые услуги для населения (в сфере связи, пассажирского железнодорожного и других видов городского транспорта) из-за их убыточности. К ускорению роста тарифов ЖКХ также может привести переход к регулированию тарифов с 2014 года на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестированного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в тарифы возврат своих инвестиций, что вызовет необходимость принятия сдерживающих мер.

Предполагается, что для обеспечения достижения целевой инфляции вклад повышения тарифов ЖКХ в инфляцию в 2013-2015 гг. будет составлять не более         0,9-1,1 п. пунктов. При этом для сдерживания тарифов, устанавливаемых на местах, необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование снижения издержек в организациях коммунального хозяйства, в частности, путем перехода от установления тарифов методом «затраты плюс» к долгосрочным методам тарифообразования: долгосрочной индексации или доходности инвестированного капитала в зависимости от масштабов инвестиций. Для обеспечения прозрачности и обоснованности ценообразования услуг ЖКХ и развития конкуренции в этой сфере деятельности целесообразно довести оплату коммунальных услуг населением до 100% к 2014-2015 году, при условии обеспечения адресной поддержки низкодоходным группам населения.

Снижению инфляции будет способствовать консервативная денежная политика. Прирост денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) прогнозируется в текущем году на уровне 17-19%. В последующие годы на фоне постепенного замедления роста спроса на деньги темпы прироста денежной массы будут снижаться: в 2013 году по базовому варианту 2 до 15-17%, в 2014-2015 гг. – до 14-16%. Такая динамика денежной массы в среднесрочной перспективе позволит удержать монетарную составляющую инфляции в прогнозируемых параметрах.

В структуре каналов поступления денег в экономику в прогнозный период в базовом варианте 2 по сравнению с периодом 2010-2011 гг. несколько восстановится вклад валютного канала эмиссии. Роль процентной политики в регулировании ликвидности в экономике повысится, при этом ожидается продолжение роста чистого кредита банковской системе.

Темпы прироста кредитования нефинансовых организаций и населения составят 22-24% в 2012 году, замедляясь до 16-18% в 2015 году. При этом темпы прироста кредитования физических лиц после увеличения в текущем году на 25%, в дальнейшем будут стабильны и составят 20-21% ежегодно. Рост кредитования нефинансовых организаций прогнозируется умеренно снижающимися темпами: если в текущем году их прирост составит около 22%, то к 2015 году их темпы снизятся до 15-17 процентов.

Об основных макроэкономических параметрах экономического развития         в 2012-2015 годах

По мере исчерпания роста, связанного с внешнеэкономическим фактором и восстановлением предкризисных объемов производства, на первый план все в большей степени будут выходить внутренние факторы развития. В отличие от докризисного периода, когда внешнеэкономический фактор (рост цен на нефть и спроса на сырьевой экспорт) определял до 50% темпа экономического роста, в 2012-2015 гг. его вклад не превысит 0,6 п.п. прироста ВВП. В рамках умеренно-оптимистичного сценария можно ожидать существенного повышения инвестиционной активности, особенно роста инвестиций в несырьевой сектор. В целом инвестиции должны стать наиболее динамичной компонентой спроса.

Ведущим фактором экономического роста в среднесрочной перспективе является не столько увеличение объемов инвестиций и потребления, сколько ожидание заметного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Умеренно-оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) предполагает по сравнению с консервативным вариантом:

во-первых, более эффективную динамику конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения. По оценке, за счет фактора эффективности может быть дополнительно обеспечено 0,1-0,15 п.п. прироста ВВП по сравнению с возможностями варианта 1;

во-вторых, повышенные инвестиции в расширение производства, инфраструктурные проекты, что обеспечит дополнительно к консервативному варианту 0,15-0,25 п.п. прироста ВВП в год;

в-третьих, дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру) и рост доходов населения добавляют к экономическому росту до 0,15-0,2 п.п. прироста ВВП.

На обеспечение устойчивости экономического роста в прогнозный период 2013-2015 гг. направлены меры по увеличению государственных расходов на развитие инфраструктуры, научные исследования и разработки, а также по повышению доходов работников бюджетной сферы.

Указанные факторы отражают реализацию мер государственной политики, предусмотренных в госпрограммах развития науки, образования, здравоохранения, культуры, транспортной системы, промышленности, сельского хозяйства на 2013-2015 годы.

Основные факторы роста экономики, темпы прироста ВВП, %

В текущем году прекратится влияние на рост ВВП фактора восстановления запасов, который вносил определяющий вклад в экономический рост в 2010 и 2011 годах. В последующие три года траектория экономического роста будет связана с восстановлением инвестиционного спроса до 7,3-7,8% в 2014-2015 годах при стабилизации потребительского спроса на уровне 5,6-5,7 процента. Фактором роста экономики также будет снижение динамики импорта до уровня 7-8% при динамике экспорта на уровне, не превышающем 3 процента.

На фоне высоких цен на нефть в начале 2012 года отмечен растущий уровень потребительского спроса, поддерживаемый высокой динамикой реальной заработной платы. Рост инвестиционной активности, достигшей двузначных значений в начале года, во многом связан с низкой базой прошлого года и возможно будет замедляться в течение года. В целом за 2012 год рост инвестиций может составить от 6 до 7%. В 2013-2015 гг. рост инвестиций будет находиться на уровне 6,4-7,8%. За этим будет стоять большой потенциал улучшения инвестиционного климата, снижение напряжения в европейской банковской системе, рост спроса на инвестиции в результате роста загрузки мощностей. При этом существуют значительные риски более низких, чем прогнозируется, инвестиций в капиталоемком инфраструктурном секторе.

Замедление инфляции, а также значительный рост заработной платы и доходов населения в первые месяцы текущего года ускорили рост потребительского спроса. В целом за год рост доходов предприятий и выполнение социальных обязательств государства на фоне снижения роста потребительских цен приведут в 2012 году к росту потребления на 6,3%. В 2013-2015 гг. рост потребления будет оставаться на уровне 6%, поддерживаемый ростом доходов и кредита.

Рост импорта в 2012 году значительно замедлится до 12,5% и в основном будет связан с импортом инвестиционных товаров. В 2013-2015 гг. увеличение спроса на импорт продолжит замедляться на фоне ослабления обменного курса и ежегодно будет составлять 7-8%. Рост экспорта в физическом выражении восстановится после падения в 2011 году, но на фоне низких возможностей наращивания экспорта углеводородов в 2012-2015 годах не будет превышать 3 процента.

Динамика ВВП в 2012 году прогнозируется на уровне 3,4% против 3,7% в декабрьском прогнозе.  

Со стороны счета использования в 2012 году увеличена динамика потребления домашних хозяйств в связи с повышением оценки оборота розничной торговли до 6,3% (на 0,8 п.п.) против 5,5% в предыдущем прогнозе, поддерживаемого ростом реальной заработной платы до 6,3% (увеличение на 1,4 п.п.) при снижении оценки объема платных услуг до 5% (на 1,1 п.п.) против 6,1%. Вместе с тем, уменьшена динамика валового накопления за счет снижения оценки роста инвестиций в основной капитал до 6,6% против 7,8% в декабрьском прогнозе. Кроме того, фактором замедления динамики ВВП в 2012 году будет снижение динамики чистого экспорта в связи с повышением оценки динамики импорта до 12,5% против 11,4% на фоне укрепления курса рубля. Динамика экспорта повышена на 0,3 п.п., до 2,3 процента.

Динамика ВВП в 2013 году понижена на 0,1 п. пункта. В сторону уменьшения изменилась динамика потребления за счет снижения на 0,3 п.п. оборота розничной торговли и платных услуг населению в связи с замедлением роста реальной заработной платы до 5,4% (на 0,4 п.п.) и реальных доходов населения до 4,5% (на 0,3 п. пункта). Динамика валового накопления при исчерпании фактора восстановительного роста запасов снижена по сравнению с предыдущим прогнозом из-за снижения темпов роста инвестиций в основной капитал до 6,4% (на 0,7 п.п.) против 7,1%. При этом фактором, повышающим динамику ВВП, является увеличение экспорта до 2,8% (на 0,5 п.п.) при снижении динамики импорта до 8,1% (на 1,6 п. пункта).

Динамика ВВП в 2014 году оставлена без изменения – на уровне 4,4%, а в 2015 году рост ВВП прогнозируется на уровне 4,7 процента.

В кризис эффективность производства, измеряемая на макроуровне, снизилась: энергоемкость ВВП в 2009 году возросла на 2,5%, производительность труда сократилась на 4,1 процента. Пересмотр параметров прогноза динамики ВВП на 2012 год привел к замедлению темпов роста параметров эффективности экономики. По энергоэффективности докризисный уровень будет достигнут не в текущем году, а на год позже. В целом за период 2012-2015 гг. энергоемкость снизится на 8,5-9%, электроемкость – на 5,5-6%. Оценка динамики производительности труда на 2012 год снижена с 3,4% до 3,1%, к концу периода рост производительности ускорится до 5,2% в год.

Дефлятор ВВП в 2012 году повысился до 7,4% (на 1,6 п. пункта) в результате повышения оценки цен на нефть, приведшего к росту дефлятора экспорта и росту дефлятора промышленного производства до 5,8% против 4% в декабрьском прогнозе. Снижение инфляции на фоне укрепления курса рубля и снижение дефляторов по обороту розничной торговли, платным услугам и инвестициям будут факторами, компенсирующими повышение роста дефлятора ВВП.

Дефлятор ВВП в 2013 году уменьшен на 1,5 п. пункта. Повышение среднегодовой инфляции на 0,3 п.п. было компенсировано снижением дефлятора чистого экспорта в результате более высокой базы дефлятора экспорта в 2012 году.

Номинальные объемы ВВП увеличены по сравнению с предыдущим прогнозом. Объем ВВП увеличен на 1639 млрд. рублей в 2012 году, на  850 млрд. рублей в 2013 году и на 828 млрд. рублей в 2014 году. Увеличение номинальных объемов ВВП связано также с пересмотром Росстатом в сторону увеличения объема ВВП в 2010 году на 234 млрд. рублей и превышением ранее сделанной оценки по ВВП за 2011 год на 858 млрд. рублей.

Рост внутреннего спроса в 2013-2015 гг. будет значительно опережать рост ВВП: 5,2-6,6% против 3,8-4,7% роста ВВП. По мере исчерпания роста запасов основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские и инвестиционные расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2015 году до 70,5% против 66,9% в 2011 году. Рост потребления будет определяться, в первую очередь, устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012-2015 гг. в среднем 5,9% в год.

Рост инвестиционной активности приведет к увеличению доли валового накопления в ВВП до 27,5% в 2015 году против 22,3% в 2010 году.

На фоне роста внутреннего спроса чистый экспорт в 2012 году и в последующие годы будет вносить отрицательный вклад в экономическую динамику Доля чистого экспорта к 2015 году снизится до 2% против 8,1% в 2010 году в связи со снижением доли экспорта товаров и услуг до 25,7% в 2015 году против 29,3% в 2010 году, при росте доли импорта до 23, 6 процента.

Структурные сдвиги в экономике

Определяющим фактором изменения структуры экономики в 2012-2015 гг. будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство). Доля обрабатывающих производств в 2014-2015 гг. возрастет до 13,7% против 12,9% в 2010 году. Доля строительства после снижения в 2010-2011 годах до 5,8-5,5% к 2015 году достигнет уровня 6,3 процента.

Доля добычи полезных ископаемых при несущественном увеличении физических объемов в значительной мере зависит от ценовой конъюнктуры и динамики обменного курса и будет постепенно снижаться с 9,3% в 2012 году до 8-7,9% в 2013-2015 годах. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВВП останется стабильной на уровне 3,2-3,3 процента.

Рост потребительского спроса приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли в структуре ВВП в 2013-2015 гг. до 16,8-16,6% против 16,3% в 2010 году. Практически без изменения останутся доли секторов «Сельское хозяйство» и «Рыболовство». На уровне 10,2-10,1% стабилизируется в 2013-2015 гг. сектор «Операции с недвижимым имуществом».

Доля добавленной стоимости в бюджетно-ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) в прогнозный периоде незначительно понизится в результате стагнации госрасходов и опережающего развития других секторов.

Инвестиции

Прирост инвестиций в 2012 году оценивается на уровне 6,6%. В 2013 году на фоне снижения цены на нефть и замедления роста прибыли в экономике прогнозируется замедление прироста инвестиций в основной капитал (до 6,4%). С возобновлением роста цен на сырье прирост инвестиций ускорится (до 7,8% к 2015 году).

По сравнению с предыдущей версией прогноза оценка прироста инвестиций в 2012 и 2013 годах снижена на 1,2 п.п. и 0,7 п.п. по годам соответственно. В целом по экономике уточнение траектории роста инвестиций во многом определяется корректировкой инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса.

При этом значительно изменилась инвестпрограмма ОАО «Газпром» по состоянию на начало 2012 года. По итогам 2011 года компания осуществила инвестиций в полтора раза больше запланированной на год суммы. При этом инвестиции на 2012 год сильно скорректированы в сторону понижения, более чем на 920 млрд. рублей (на 57%). Учитывая высокий вес инвестиций Газпрома, реализация инвестпрограммы в представленном объеме может резко замедлить рост инвестиций в 2012 году (до 2-3%). В основном варианте прогноза учитывалась вероятность переноса сроков ввода объектов инвестпрограммы и более равномерное финансирование развития инфраструктуры газовой отрасли.

В конце 2011 года также были уточнены инвестпланы компаний энергетики. Общее сокращение суммы инвестиций компаний энергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2012-2014 годы оценивается на уровне                       20-25%. В среднем рост инвестиционного спроса со стороны электроэнергетики замедлится в 2012 году до 3% и в последующие годы будет находиться на уровне 3-6%, а в 2015 году может стать негативным за счет планируемого снижения вводов мощностей.

Планы компаний нефтяной отрасли по инвестированию в добычу нефти, переработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов, наоборот, увеличены на 2012-2013 гг., что объясняется изменением условий налогообложения, а также более высоким уровнем цен на нефть, чем предполагалось в предыдущей версии прогноза. При этом в 2014-2015 гг. рост спроса на инвестиции со стороны нефтяных компаний может временно иссякнуть в связи с завершением периода обустройства месторождений Восточной Сибири и только начальной стадии разработки месторождений на шельфе. Снижение инвестиций также обусловлено завершением к 2014 году строительства крупных проектов в трубопроводном транспорте. У нефтеперерабатывающих компаний к 2014 году оканчивается реализация основных проектов по глубокой переработке и модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

В среднем рост инвестиций отраслей ТЭК в 2012-2015 гг. составит меньше 3% в год, что в отличие от предыдущих лет будет значительно ниже, чем рост инвестиций в целом по экономике.

После инвестиционной паузы 2011 года в секторе недвижимости ожидается возобновление роста инвестиций в основной капитал. С 2014 года ускорится рост инвестиций в транспорт: в 2014 году за счет инвестиций в дорожное хозяйство, в 2015 году – за счет железнодорожного транспорта (рост инвестиций в 1,8 раз в реальном выражении на строительство высокоскоростных магистралей). Сохранится тенденция высокого роста в отраслях сферы человеческого капитала и высокотехнологичных отраслей. После оживленного роста инвестиций в 2012 году в агропромышленный комплекс произойдет замедление в период 2013-2015годов.В 2012-2015 гг. рост инвестиций будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств предприятий. Доля собственных средств в структуре источников финансирования возрастет к 2015 году на 3-4 п.п. (в 2011 году – 42,7%). Инвестиционные расходы бюджетной системы в 2012 году увеличатся на 200 млрд. рублей за счет роста финансирования транспортной инфраструктуры, космического сектора и непрограммной части ФАИП. За 2013-2015 гг. капитальные расходы бюджетной системы сократятся в реальном выражении на 3-3,5%. В структуре источников финансирования инвестиций доля бюджетных средств сократится к концу периода до 11% (в 2011 году – 13,4%).

В целом в 2012-2015 гг. инвестиции в основной капитал будут расти быстрее ВВП, валовое накопление основного капитала приблизится к 25% (возрастет с 21% в 2011 году до 24% в 2015 году).

В консервативном варианте учтено сокращение инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса. Кроме того, учтен объем государственных расходов, заложенный в бюджете, и соответственно меньшие объемы расходов на сектор исследований и разработок (от 20 до 50 млрд. рублей в год), на высокотехнологичные отрасли машиностроения (от 15 до 45 млрд. рублей) и на развитие транспортной инфраструктуры (около 100 млрд. рублей в год). В результате темпы прироста инвестиций по консервативному варианту в 2012 году будут на 4,3 п.п. ниже основного варианта, в 2013 и 2014 году из-за эффекта базы на 0,9 п.п. выше и 0,3 п.п. ниже основного варианта по годам соответственно.

Промышленность

Темпы прироста промышленного производства в 2012-2015 гг. в базовом варианте замедлятся и составят 3,1-4,2 процента.

В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством топливно-энергетических ресурсов.

Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства (темп роста производства пищевых продуктов в 2015 г. к 2011 г. – 113,3%) за счет роста потребительского спроса на продовольственные товары и значительных объемов предложения сельскохозяйственной продукции. Высокие темпы роста (2015 г. в % к 2011 г.) прогнозируются в текстильном и швейном производстве (113,4%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (120,4%).

Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. В основном варианте прогноза наиболее высокими темпами будут развиваться производство транспортных средств (147,7%), производство машин и оборудования (135,3 %), производство электрооборудования (128,0%).

Государственная политика развития машиностроительного комплекса представлена комплексом программ, в том числе действующими федеральными целевыми программами («Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы», «Развитие электронной компонентной базы на 2008-2015 годы», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») и разрабатываемыми в настоящее время государственными программами в сфере развития авиации, судостроения, электроники.

Кроме того, осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов и технологическое перевооружение; применяется режим «промышленной сборки» автомобильной техники, ее основных узлов и агрегатов, а также государством оказывается поддержка спроса на продукцию российского производства на внутреннем рынке за счет госзакупок.

При этом присоединение Российской Федерации к ВТО может внести корректировки в дальнейшее развитие отдельных секторов машиностроительного комплекса (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение) в связи с процессами адаптации хозяйственной деятельности производственных предприятий к новой рыночной конъюнктуре, которые могут быть вызваны снижением (по ряду направлений уже при начальном уровне связывания) уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка высокотехнологичной продукции.

В этой связи в настоящее время разрабатываются меры по адаптации отдельных секторов экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Из сырьевых отраслей высокий индекс роста продемонстрирует химическое производство (2015 г. к 2011 г. – 131,3%) и металлургическое производство (114,7%). Рост металлургического производства объясняется в том числе политикой компаний черной металлургии, которыми взят курс на преодоление технологической отсталости производства и снижение энергоемкости. Вывод мартеновских агрегатов, согласно Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации, завершится до 2020 года. Доля разливки стали на машинах непрерывного литья заготовок к 2015 году составит 85-90 процентов.

Высокий перспективный спрос в сфере жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры позволит обеспечить рост спроса на строительные материалы (132,4%).

В 2011-2015 гг. прогнозируется дальнейшая диверсификация структуры промышленного производства. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса сократится с 45,1% в 2011 году до 41,4% в 2015 году, в том числе доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – с 20,5% до 18,1%. Доля отраслей инвестиционного спроса в совокупном выпуске промышленности возрастет с 17,9% в 2011 году до 21,3% в 2015 году. В этой группе наиболее резко повысится доля машиностроительных отраслей (с 15% до 18%). Доля отраслей потребительского комплекса сократится незначительно, а отраслей промежуточного спроса останется на одном уровне.

Рост промышленного производства в 2012 году по сравнению с оценкой, принятой в утвержденном прогнозе, ожидается на 0,5 п.п. ниже (за счет уточнения базы и структуры производства). Снижение связано с сокращением индекса обрабатывающих отраслей на 0,5 п.п., производства и распределения энергии, газа и воды на 0,7 п.п., добычи полезных ископаемых на 0,1 п. пункта.

Сельское хозяйство

В среднесрочной перспективе развитие сельского хозяйства будет характеризоваться устойчивой динамикой роста. Среднегодовой темп роста 2013-2015 гг. составит 102,7 процента.

На развитие отрасли окажет влияние изменение экономических условий, связанное с функционированием Единого экономического пространства и присоединением России к ВТО, которое приведет к трансформации государственной поддержки отрасли. Новый подход найдет отражение в разрабатываемой Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, направленной на увеличение объемов привлекаемых инвестиций в отрасль, интенсификацию сельскохозяйственного производства, модернизацию производства на основе инновационного технологического развития.

Одним из ключевых направлений роста продукции растениеводства станет зерновой сектор, темп роста которого к 2015 году составит свыше 115% по сравнению с 2011 годом, что позволит укрепить и занять лидирующие положения на мировом рынке зерна.

Рост производства продукции животноводства (в 2015 году к 2011 году производство скота и птицы вырастет на 17%, молока – на 4%) связан с существенными сдвигами в отрасли, такими как увеличение продуктивности скота и концентрации производства.

Рынок труда и доходы населения

К началу 2012 года рынок труда практически полностью восстановился от кризисных потерь. Численность занятых уже в 2011 году превысила показатели 2008 года и находится на максимальном историческом уровне, а уровень безработицы в первые месяцы 2012 снизился до менее 6% (с исключением сезонности), что также близко к историческим российским минимумам.

С учетом отчетных данных численность занятых в экономике в текущем году может достигнуть 69,1 млн. человек, а уровень безработицы снизится до 6,1% экономически активного населения.

В период до 2015 года усилится тенденция сокращения трудового потенциала – численность населения трудоспособного возраста ежегодно будет сокращаться на 1 млн. человек. В этих условиях даже при повышении уровня экономической активности численность экономически активного населения сократится с 73,9 млн. человек в 2011 году до 73,3 млн. человек в 2013 году и не превысит 72,6 млн. человек в 2015 году.

Ожидаемый рост производительности труда позволит смягчить последствия сокращения предложения труда, при этом сохраняющаяся высокая структурная безработица приостановит тенденцию снижения общей безработицы, которая стабилизируется на уровне 6,1-6,0% к экономически активному населению. В этих условиях к 2015 году количество занятых снизится до 68,2 млн. человек – на 1% к 2011 году.

В 2012 году на фоне более низкой инфляции, высокой цены на нефть, а также с учетом реализации мер по увеличению оплаты труда в бюджетном секторе, рост реальной заработной платы ожидается выше, чем прогнозировалось ранее – на уровне 6,3% против 4,9% по предыдущей оценке.

Кроме обеспечения заработной платы на уровне средней по экономике, предусматриваемой для педагогических работников учреждений общего образования, в прогнозный период предполагается реализовать значительный комплекс мер по повышению уровня оплаты труда других категорий бюджетников. Так, в течение 2013-2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет увеличена в 2 раза и доведена до 200% от средней по регионам. Аналогично за несколько лет будет повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы – 200% от средней заработной платы по регионам (при этом по экономике средняя заработная плата на     10-15% выше средней по регионам).

Во внебюджетном секторе темпы роста заработной платы в 2013-2015 гг. будут несколько отставать от темпов роста производительности труда при некотором ослаблении реального курса рубля.

В результате в 2013-2015 гг. темпы роста реальной заработной платы в целом по экономике составят 5,4%, 6,3% и 6%. В целом за 2012-2015 гг. реальная заработная плата увеличится на 26,4 процента.

В консервативном варианте, в отличие от основного, предполагается распространить эффективный контракт лишь на 50% медицинского, педагогического и научно-исследовательского персонала. С учетом более низких темпов роста заработной платы во внебюджетном секторе среднегодовые темпы роста реальной заработной платы в целом по экономке в 2012-2015 гг. будут на 0,7 п.п. ниже, чем в базовом сценарии, накопленный рост за этот период составит 22,8 процента.

С учетом уточненных отчетных данных и более высокой индексации, проведенной с 1 апреля 2012 г., повышена оценка среднего размера трудовой пенсии до 9300 рублей.

Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно.

Кроме того, дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля предполагается на более высоком уровне вследствие роста заработной платы и доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целом за 2012-2015 годы средний размер трудовой пенсии увеличится на 47 процентов.

Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.

В 2012 году прогнозируется ускорение роста реальных денежных доходов населения: с 0,8% в 2011 году до 5% в 2012 году. При этом основными факторами, поддерживающих рост доходов, станут более высокие темпы роста реальной заработной платы и более низкий уровень инфляции. Дополнительным драйвером роста доходов станет значительное увеличение денежного довольствия военнослужащих и полицейских. В свою очередь, реализация мероприятий, направленных на улучшение уровня материального положения пенсионеров в 2012 году ускорит рост социальных трансфертов, увеличив их вклад в рост реальных располагаемых доходов с 0,7 п.п. в 2011 году до 1,1 п.п. в 2012 году.

После существенного ускорения в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы в 2013 году несколько замедлятся – до 4,5%. Это связано с менее благоприятной мировой конъюнктурой и более высокой инфляцией. В 2014-2015 гг. рост реальных доходов прогнозируется на уровне 5,3% и 5,2% соответственно. В целом за 2012-2015 гг. прирост реальных доходов составит 21,5 процента.

Исходя из более медленных темпов роста заработной платы, а также более низкой динамики денежного довольствия военнослужащих, предусматриваемых в консервативном варианте, реальные располагаемые доходы населения за 2012-2015 гг. вырастут на 19,4 процента.

В 2012-2015 гг. важным фактором, определяющим динамику экономического развития, будут темпы роста потребления домашних хозяйств. С учетом ускорения динамики в конце прошлого года и начале 2012 года, прогноз темпов роста розничного товарооборота был пересмотрен в сторону повышения (на 0,8 п.п.) и составил 6,3 процента.

В 2013-2015 гг. потребительские расходы домашних хозяйств будут расти, опережая динамику доходов населения. Поддержку потребительскому спросу будет оказывать восстановление и дальнейший рост доступности банковского кредита, что приведет к снижению склонности к сбережению с 12% в 2011 году до 11% в 2015 году. При этом опережающий рост услуг, связанный не только с их значительным «провалом» в период кризиса, но и постепенным смещением структуры потребления в сторону услуг, ожидается не ранее 2013 года. Среднегодовые темпы роста розничного товарооборота в 2013-2015 гг. составят 5,5%, платных услуг населению – 6,0 процента.

В консервативном варианте более низкие темпы роста доходов населения в 2013-2015 гг. будут сдерживать рост потребления. Среднегодовые темпы роста розничного товарооборота за этот период составят 4,8%, платных услуг населению – 5,1 процента.

Бюджетная сбалансированность

В среднесрочной перспективе развитие российской экономики в рамках умеренно-оптимистичного и консервативного вариантов создает условия для повышения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. Однако качество этой сбалансированности в рассматриваемых сценариях различно.

В 2013-2015 гг. прогнозируется относительно стабильный уровень доходов бюджетной системы, точнее их незначительное снижение: с 39,1% ВВП в 2011 году до 37,5% ВВП в 2015 году. Сокращение нефтегазовых доходов с 10,3% ВВП в 2011 году до 8,2% ВВП в 2015 году не в полной мере будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов, таможенных поступлений и страховых взносов.

Исходя из основных целей налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, а также на дифференциацию налогообложения в зависимости от уровня дохода (изменение фискальной нагрузки на отдельные отрасли и объекты налогообложения), в среднесрочной перспективе рассматривается возможность реализации ряда мер:

постепенный переход к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной (движимой) части основных средств для всех налогоплательщиков;

введение налоговых каникул для промышленных гринфилд-проектов по налогу на прибыль организаций, имущество организаций, земельный налог.

Кроме того, прорабатываются вопросы изменения фискальной нагрузки на отдельные отрасли и объекты налогообложения, в том числе:

- варианты увеличения внутренних цен на газ с одновременным изъятием дополнительных доходов от повышения цен в виде НДПИ;

- размеры потенциального увеличения поступлений в бюджет от ресурсных отраслей за счет применения введенных методов определения трансфертных цен для целей налогообложения;

- последствия возможной постепенной отмены льгот по налогу на имущество организаций для инфраструктурных объектов с одновременным пересмотром тарифов на 5 лет;

- вопрос об увеличении налогового бремени в отношении объектов жилой недвижимости различной площади (свыше 500 кв. м., свыше 1000 кв. м.) в рамках планируемого к введению налога на недвижимость;

- вопрос о дифференциации транспортного налога в отношении «дорогих» автомобилей.

Структура расходов бюджетной системы достаточно инерционна. Доля расходов на оплату труда, социальные и пенсионные выплаты и прочие текущие затраты составляет в бюджете более 50%, или 18-19% ВВП. Расходы собственно инновационного характера (расходы на высшее образование, высокотехнологичную медицинскую помощь, НИОКР, развитие высокотехнологичного комплекса) занимают всего 2,2% ВВП (или 6% всех расходов бюджетной системы).

Развитие бюджетной системы и государственного сектора экономики уже в среднесрочной перспективе будет характеризоваться значительным изменением структуры государственных расходов. Бюджетный маневр более ярко выражен в умеренно-оптимистичном варианте и характеризуется повышением доли расходов на образование, здравоохранение, науку и развитие транспортной инфраструктуры.

Общий объем расходов бюджетной системы в среднесрочной перспективе в рамках умеренно-оптимистичного варианта останется примерно на одном уровне, равном         38-39% ВВП. Однако структура расходов бюджетной системы претерпит существенные изменения. Так, расходы бюджетной системы на образование и здравоохранение увеличатся на 0,8% ВВП к 2015 году по сравнению с уровнем 2012 года.

Макроэкономический эффект этих расходов определяется не только размерами инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры и человеческого капитала, но и результативностью мероприятий по преобразованию этих сфер экономики, то есть реализации структурной политики, в том числе в рамках разрабатываемой системы государственных программ.

Кроме того, основной вариант прогноза предполагает значительное улучшение бизнес-климата и восстановление притока капитала, а также существенный рост конкурентоспособности отечественной несырьевой продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В этих условиях бюджетная система к 2015 году остается дефицитной, не удается существенно снизить ненефтегазовый дефицит. В то же время бюджетная система становится способной обеспечить необходимые темпы модернизации экономики. Ее стабильность обеспечивается ограниченным уровнем дефицита (1,5-2% ВВП в 2015 году) и роста государственного долга до уровня 15-16% ВВП, который можно профинансировать преимущественно за счет внутренних источников.

В консервативном варианте предполагается ограниченное увеличение расходов социальной направленности, а также расходов на образование и здравоохранение, при стагнации (снижении) расходов на развитие науки, технологий и транспортной инфраструктуры.

Общий объем расходов бюджетной системы в среднесрочной перспективе в рамках консервативного варианта снижается до 37% ВВП в 2015 году. При этом расходы бюджетной системы на образование и здравоохранение остаются примерно на одном уровне в процентах ВВП в 2012-2015 годах. Капитальные расходы бюджетной системы к 2015 году снижаются на 0,8% ВВП относительно уровня 2012 года. Расходы бюджетной системы на науку по консервативному варианту растут более медленными темпами по сравнению с умеренно-оптимистическим вариантом. Расхождение в расходах бюджетной системе на науку к 2015 году составит 0,2% ВВП.

В этих условиях бюджетная система становится бездефицитной к 2016 году. В то же время бюджетная система не обеспечивает необходимые темпы экономического роста. Ее стабильность обеспечивается нулевым уровнем дефицита, низким уровнем государственного долга и избыточным накоплением бюджетных фондов.

Социальная политика

С учетом отчетных данных снижена оценка величины прожиточного минимума, которая в целом за 2012 год составит 6834 рубля против 6907 рублей по предыдущей версии прогноза, в основном из-за более медленного, чем ожидалось, роста цен на продовольствие во второй половине 2011 года.

С 2013 года прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их доле в общих потребительских расходах.

По оценке Минздравсоцразвития России, использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2013 году на 4,2%, в том числе для трудоспособного населения – 3,4%, пенсионеров – 8,2%, детей – 4,2 процента. В результате величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2015 году прогнозируется на уровне             8346 рублей, рост к 2011 году составит 31 процент.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 12,8% в 2011 году до 11,5% в 2015 году.

 

Прогноз социально-экономического развития

Кропачевского городского поселения

 

Демографические показатели

Численность населения Кропачевского городского поселения с учетом данных Всероссийской переписи населения 2010 года по состоянию на 01.01.2012 года составила – 4966 человек. Среднегодовая численность постоянного населения по предварительной оценке в 2012 году составит 4951 человек и к 2015 году уменьшится до 4921 человек.

В 2011 году в муниципальном образовании родилось на 8,7% больше, чем за соответствующий период 2010 года. В последующие три года значение общего коэффициента рождаемости ожидается на уровне 9,94 человек на 1000 человек населения.

Общий коэффициент смертности в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшился на 1,6 % и составил 15,30 человек на 1000 человек населения. Ухудшение возрастной структуры населения и увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста значительно препятствует снижению уровня смертности в муниципальном образовании. В 2012 году общий коэффициент смертности по оценке оставит 15,27 человека на 1000 человек населения, в течение трех последующих лет будет постепенно уменьшаться и к 2015 году достигнет 15,16 человек на 1000 населения.

Коэффициент естественного прироста в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшился на 17,9 % и составил -5,23.

 

Промышленное производство.

Прогноз составлен с учетом статистических данных. Стимулирующим фактом повышения уровня производства продукции является сохраняющийся высокий уровень спроса.

В 2011 году индекс промышленного производства по полному кругу предприятий к уровню предыдущего года составил 111,3%.

По оценке индекс промышленного производства к концу 2012 года составит 102,0%, в том числе по основным видам промышленной деятельности: «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 100,0%.

Объем промышленного производства по основному виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2011 году увеличился на 104,1 % по сравнению с фактом 2010 года и составил 2596,9 тыс.руб.

 

 

Труд и занятость.

По итогам 2011 года среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям Кропачевского городского поселения составила 25819,0 рублей или 113,2%.

Среднемесячная начисленная заработная плата на 1 работника (по полному кругу предприятий) в 2011 г. составляет 20395,1 рублей.

Просроченной задолженности по заработной плате предприятия Кропачевского городского поселения не имеют.

В 2011 году среднегодовая численность занятых в экономике составила 460 человек. По предварительной оценке численность в 2012 году увеличится до 464 человек, в плановом периоде планируется увеличение до 501 человека.

Уровень зарегистрированной безработицы в отчетном 2011 году составил 10,42% от экономически активного населения. По оценке, уровень зарегистрированной безработицы к концу 2012 года составит 10,27%, а к 2015 году уменьшится до 9,92%.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в 2011 году составила 79 человека, в 2012 году - 76 человек. В плановом периоде численность сократится до 70 человек.

Поддержанию стабильной ситуации на рынке труда и развитию тенденции дальнейшего снижения безработицы будут способствовать такие меры как обучение безработных, трудоустройство на постоянные, общественные, временные работы, проведение ярмарок вакансий, информирование населения и работодателей.

 

Сельское хозяйство.

Выпуск продукции сельского хозяйства в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 10,3 % и составил 75,4 млн. руб. В 2012 году выпуск продукции сельского хозяйства по оценке составит 77,5 млн. руб., в течение трех последующих лет будет постепенно увеличиваться и к 2015 году достигнет 92,1 млн. руб.

 

Инвестиции.

По итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 0,1 млн.рублей (100,0% к уровню 2010 года). По предварительной оценке в 2012 году рост объема инвестиций планируется 112,1% к уровню 2011 года.

Общая площадь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в 2011 году составила 0,5 тыс. м2 . В 2012 г. прогнозируется увеличение общей площади введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов до 0,55 тыс. м2

 

 

Потребительский рынок.

Потребительский рынок является ключевым фактором экономического роста для отраслей, ориентированных на внутренний спрос.

Современный потребительский рынок Кропачевского городского поселения - стабильный, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью предприятий торговли, высокой предпринимательской активностью, и недостаточно развитой сетью общественного питания и бытового обслуживания.

В 2011 году индекс оборота розничной торговли составил 101,6% к соответствующему периоду 2010 года, в стоимостном выражении 257,4 млн. рублей. В прогнозируемом периоде ожидается, что среднегодовые темпы прироста оборота розничной торговли в 2013-2015 годах составят 3,5-5,5 %.

Индекс оборота общественного питания в 2011 году составил 95,7% к уровню 2010 года. По предварительной оценке индекс оборота общественного питания в 2012 году увеличится на 5%. В течение трех прогнозных лет среднегодовые темпы прироста оборота общественного питания составят 2-3%.

Среднегодовой прирост объема платных услуг населению в 2011 году составил 58,7 млн. руб, по предварительной оценке в 2012 году составит 64,1 млн. руб. Прирост объема платных услуг в прогнозируемом периоде составит 4-6,5% в сопоставимых ценах.

В целом в прогнозируемом периоде ситуация на потребительском рынке оценивается как стабильная, характеризующаяся достаточной сбалансированностью спроса и предложения, положительной динамикой показателей оборота розничной торговли и общественного питания, оказания платных услуг.

 

Развитие социальной сферы

Численность детей в дошкольных образовательных образовательных учреждениях в 2011 году остается на уровне 2010 года – 97 человек. По предварительной оценке в 2012 году численность детей останется на прежнем уровне – 97 человек.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 1,0% и составила 526 человек. По предварительной оценке в 2012 году численность учащихся возрастет до 541 человека.

Обеспеченность больничными койками в 2011 году осталось на уровне 2010 года и составила 20,0 коек на 10 тыс.жителей. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждения также в 2011 году осталась на уровне 2010 года и составила 200 посещений в смену на 10 тыс.населения.

 

Охрана окружающей среды

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2011 году составил 0,144 м3, что составило 94,7 % к 2010 г. По предварительной оценке в 2012 году сброс загрязненных сточных вод снизится до 0,139 м3.

Объем водопотребления в Кропачевском городском поселении в 2011 г. составил153,3 м3. По предварительной оценке в 2012 г. снизится объем водопотребления до 145,6 м3.

 

Глава поселения

 

Глава Кропачевского городского поселения

Ямлиханов

Артем Римович

 

Комфортная городская среда

Мы в социальных сетях

Полезные ссылки


Официальный сайт Ашинского муниципального района


 

МБУ"МФЦ АМР"ТОСП п.Кропачево
режим работы
Понедельник с 09:30 до 19:30
Вторник с 09:30 до 17:30
Среда с 09:30 до 19:30
Четверг с 09:30 до 17:30
перерыв с 13:00 до 14:00
время местное
89507271913


Правила благоустройства территории Кропачевского городского поселения

Официальный сайт Кропачевского городского поселения

Copyright © 2020

456030 Челябинская область,

Ашинский район, Кропачево ул. Ленина 161

Администрация Кропачевского городского поселения

т. +7 35159 75566

ф. +7 35159 75354

krop.adm@chel.surnet.ru

Яндекс.Метрика

Сетевое издание: http://kropachevo.ru (12+)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-73787
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28.09.2018 г.
Учредитель - Администрация Кропачевского городского поселения

Ашинского муниципального района Челябинской области

Главный редактор: Зайнетдинов Урал Рамазанович